Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов

Родителям будущего первоклассника

Вот и настал тот момент, когда ваш малыш больше не дошколенок и уже совсем скоро ему в первый раз предстоит перешагнуть школьный порог. Волнуются бабушки и дедушки, мамы и папы. Но больше всего взволнован малыш. «Алтайская правда» дает советы и рекомендации, как правильно подготовить к школе ребенка и самих себя, что необходимо купить к началу учебных занятий, как правильно встретить 1 сентября и помочь ребенку адаптироваться в первом классе. Готов ли ребенок к школе Многие родители задаются вопросами, как понять готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам. Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная. Как правило, в детских садах штатный психолог проводит специальную серию тестов, в ходе которой и определяет готовность ребенка. Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают. Что должен уметь ребенок к первому классу Должен ли первоклассник уметь читать? Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. На самом деле умение читать и писать при поступлении в школу не является обязательным. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Министерства образования и науки, в общеобразовательную организацию принимаются все дети, проживающие на территории, которая закреплена за школой. Как правило, к школе ребенок должен: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д). Уметь находить в группе предметов лишний. Например, из группы «Одежда» убрать цветок. Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо). Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения. Готовимся к 1 сентября Психологи сходятся во мнении: очень важно создать у ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября и поход в школу как нечто радостное и приятное. То есть, необходимо подарить будущему первокласснику ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня. Важнее же всего, отдавая ребенка в школу, создать ему максимально комфортные условия. Не гнаться за престижем, успешностью и прочее, а сделать все, чтобы первокласснику было комфортно. Это позволяет избежать очень многих проблем в будущем. Как рассказала психолог одного из центров психологической поддержки Евгения Скорых, необходимо создавать положительный настрой к обучению в школе. Не секрет: туда, где интересно, весело, приятно и полезно хочется ходить. «Делитесь своими приятными впечатлениями о своей школьной жизни, интересными историями. Расскажите ребенку, что у него появятся друзья, с которыми он будет играть и общаться на переменках, на уроках он узнает много нового. Прием детей в первый класс регламентируется Письмом Министерства образования и науки о правилах приема в общеобразовательные учреждения от 28.06.2012. Обратимся к этому документу, чтобы ответить на три главных вопроса о приеме: Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест? Цитируем Письмо Минобрнауки: «Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)». Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта». Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел на нем блеснуть, это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу. Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях — едины для всех? Кто их составляет? Снова цитируем: «В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России… определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно». Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику почти в каждой российской школе. Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы? «Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка)». Проще говоря, даже если ваш ребенок на собеседовании был не на высоте, это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться — это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация. В жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день — ребенок в первый раз идет в школу. Летние месяцы — самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически. Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает — проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Педагоги и психологи выделяют четыре основные проблемы, которые могут повлечь за собой трудности в адаптации к новой школьной жизни. Трудности в общении Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: и со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно. Советы родителям Как можно больше общения с ребенком, в том числе вне детского сада и вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе. Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких. Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня. Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так. Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя. Физическая неподготовленность ребенка к школе Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. создают трудности в процессе учебы. Советы родителям Еще летом начните тренировать необходимые навыки с ребенком, это можно делать и в игровой форме. Попробуйте вместе с детьми «писать» элементы букв руками в воздухе или на больших ватманских листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей. Когда начнутся школьные занятия, решите для себя — стоит ли заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Такие занятия, конечно, стимулируют развитие аккуратности, однако это лишняя нагрузка, которая влечет потерю интереса и вообще может отбить желание заниматься. Лучше, если школьник научится концентрировать усилия и выполнять домашние задания сразу в рабочей тетради. Трудности в восприятии и концентрации внимания Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме, а ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если ребенок до школы не научился воспринимать информацию на слух, если взрослые мало разговаривали с ним, то здесь проблем не избежать. Сегодня многие дети буквально изголодались по человеческому общению. Родители, занятые на работе и в быту, все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу. Советы родителям Каждый вечер разговаривайте с ребенком о детском садике, а затем и о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным. Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой — так вы быстрее найдете именно то, что нужно. Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность. Правильная организация процесса учебы Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию. Советы родителям Четко организованный распорядок занятий и отдыха вне школы помогает детям «войти в колею», создает правильный баланс между отдыхом и учебой, дает необходимое ребенку разнообразие, и, с другой стороны, организованность жизни. Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть. Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа! Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть, даже если на него это совсем не похоже. Дневной сон пойдет ему только на пользу. Выбирайте все необходимые для учебы принадлежности вместе с ребенком — он будет относиться к ним с любовью, найдет именно то, что нравится ему. Это также и определенная тренировка — ребенок должен прислушаться к себе, понять, что для него важно, и сделать свой выбор. Кроме того, вы сразу сможете обнаружить неприятные именно для вашего ребенка детали — слишком тугие замки, слишком большие пеналы, скользкий пластик… Отсутствие таких «глупых» трудностей облегчит процесс концентрации на основных задачах. Вещи, которые покупают или дарят первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами: Максимальная прочность. Например, портфель или рюкзак первоклассника должен быть крепким, чтобы с честью вынести все испытания, предназначенные ему судьбой. Максимальная простота в эксплуатации. В продаже есть множество сложных, очень красивых пеналов, в которых ручки, фломастеры и карандаши вставляются в держатели-резинки. Если на уроке первоклашка достал хотя бы половину содержимого такого пенала, то на обратное заполнение у него уйдет от пяти до десяти минут (в зависимости от уровня психомоторного развития малыша). А времени нет, и потому ручки, фломастеры, ластики и карандаши ссыпаются в портфель как попало, причем, естественно, теряются и ломаются. Выход очень прост: для младшего школьника оптимальным будет пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробочки. И в конце, чтобы ярче представить портрет готового к школе ребенка нарисуем суммарный словесный портрет первоклассника неготового к школе - чрезмерная игривость - недостаточная самостоятельность - импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность - неумение обращаться со сверстниками - трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса - неумение сосредоточиться на задании, трудность словесного восприятия - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщения, классифицировать, трудность выделения сходства и различия - плохое развитие координированных движений руки - недостаточное развитие произвольной памяти - задержка речевого развития. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит минуты общения с близким человеком. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chto-dolzhen-znat--budushchiy-pervoklassnik/ Источник: https://www.ap22.ru/paper/V-shkolu-kak-na-prazdnik-Sovety-roditelyam-buduschih-pervoklassnikov.html При цитировании ссылка на Информационный портал Алтайская правда обязательна
19 августа 2019 в 15:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.