Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов

Как обезопасить ребенка от плохого влияния интернета

     Интернет часто кажется местом бесконечных чудес. Щелчок мышью может привести ребенка как в сказочные и неисследованные места, так и в места, полные опасности. 

     Сегодня в большинстве соцсетей регистрация возможна только с 14 лет, но уже с первого класса школы не быть в "В Контакте" считается немодным. Получается, что решение о доступе к сети детей и подростков 8-13 лет определяет не закон, а родители – от них зависит, будет ли у их ребенка доступ в сеть до наступления 14-летия.

     Именно родители предоставляют ребенку особое право и одновременно несут ответственность за безопасность и развитие. Это право они могут ограничивать по своей воле.

     Важно отметить что до 10 лет ребенка следует полностью оградить от сети. В первые школьные годы у ребенка только начинается активный процесс познания мира и формирования личности. При этом механизмы критического осмысления еще не сформированы, ребенок излишне доверчив – интернет в этом возрасте может серьезно нарушить формирование личности.


Интернет и дети разных возрастов

У детей разных возрастов отличаются интересы, понимание окружающего мира и реакция на различные события. Очень важно понять, в каком виде и объеме необходим интернет детям в том или ином возрасте.

Ребенку до 7 лет интересно и даже необходимо играть, особенно — в развивающие и сюжетно-ролевые игры. Чтобы ни предпочитал ребенок — виртуальные игры или игры с родителями и другими детьми — все будет полезно для его развития, разумеется, если соблюдать ограничения по времени. Иначе виртуальные игры могут быстро стать для малыша смыслом жизни, а реального общения ребенок будет избегать. Отводите на виртуальные игры полчаса в день, а на игры со сверстниками — 3—4 часа.

С 7 до 11 лет дети по-прежнему любят играть и стремятся использовать интернет именно как площадку для игр. Но в этом возрасте у детей просыпается социальное «Я».

«Детям важно занять значимое место в жизни своего маленького мира: класса, школы, дружить со сверстниками. Здесь ему будет нужна реальная помощь и просто внимание родителей. Первые неудачные попытки дружбы в начальной школе могут травмировать ребенка. В этом случае родители смогут дать ему практические советы как лучше налаживать взаимоотношения со сверстниками. Разумеется, во всем необходимо соблюдать меру, и тогда интернет станет ребенку помощником в преодолении барьеров общения, партнером по развивающим играм, учителем в изучении иностранных языков, источником необходимой информации для уроков и просто — музыки, картинок и фотографий, мультфильмов и позитивных эмоций», - рассказала «ГХ» психолог Инесса.

Ребенок в 11—14 лет. Самой главной, значимой, ведущей его деятельностью является общение с ровесниками.

После 11 лет у подростков уже начинает активно просыпаться интерес к вопросам взрослой жизни, психологии полов и всего, что с этим связано. Важно, чтобы ответы на свои вопросы подросток находил в первую очередь у родителей, а не на сомнительных сайтах. Кроме того, в этом возрасте у детей появляются кумиры: певцы, спортсмены и артисты, о которых им хочется узнать все. В этом случае интернет — лучший помощник и информатор, но родителям нужно быть бдительными, ведь звезд зачастую сопровождает скандальная информация.

Ребенок старше 14 лет — уже достаточно взрослый человек, который считает, что сам лучше знает, как ему следует себя вести, какую музыку слушать, что читать, с кем общаться.

«Интересуйтесь всем тем, чем интересуется ребенок, старайтесь вникнуть в круг его интересов и общайтесь с ним об этом. Даже если – это вам не нравится или не интересно – все равно общайтесь», - уверены психологи.

Эксперты советуют начинать говорить с ребенком о выборе будущей профессии. Объясняют, что в интернете можно найти множество информации, которая поможет ребенку определиться, а родителям контролировать и, в случае необходимости, корректировать выбор ребенка, находя более полную информацию о преимуществах и о недостатках разных профессий.

Новый драйв семейного общения

Сделайте интернет новым средством семейного общения. Можно придумать совместное развлечение. А во время совместного времяпрепровождения в Интернете ненавязчиво рассказывать ребенку о культуре поведения в сети, обратить внимание на скрытые угрозы, а также проанализировать реакцию ребенка на негативную информацию.

Развиваться с интернетом

Беседуйте с ребенком о том, что нового и интересного он узнал из интернета. Но сначала — расскажите, что важного и полезного Вы делаете с его помощью сами. Вместе с ребенком находите в интернете ответы на интересующие его вопросы. Научите его, как с помощью интернета можно избежать сложных ситуаций, например, не заблудиться в незнакомом месте, используя карты; как найти необходимую информацию или получить совет. Покажите ему, сколько интересного и полезного можно найти в Сети. Но показывая ребенку многогранность интернета, не забудьте рассказать о правильном отношении к нему. Например, возможность онлайн-общения с другом, который живет далеко — это одна из замечательных возможностей мобильного интернета, а вот общение исключительно с виртуальными друзьями — это уже крайность.

Осторожно, кибер-преступники!

Как и в реальной жизни, в интернете могут встретиться люди, желающие втереться в доверие к ребенку с корыстными или преступными намерениями. Чтобы обезопасить своего ребенка, необходимо знать, какими приемами преступники пользуются чаще всего:

Стараются вызвать жалость. Например, расскажут, что уезжают из страны, и не могут взять с собой замечательного котенка, поэтому ищут достойного для него хозяина; предложат ребенку встретиться и посмотреть/забрать несчастное животное.

Привлекают внимание с помощью необычных, ярких вещей, которые так нравятся детям, а затем — предлагают купить/выиграть/получить в подарок при личной встрече.

Искусственно повышают самооценку детей, рассказывая о том, какие они замечательные и уникальные, но никто, за исключением, разумеется, преступника их не понимает. Дети очень любят, когда их хвалят и часто готовы на всё, чтобы похвалы не иссякали.

Обращаются к ребенку от имени знакомых, авторитетных для ребенка людей. Например, представляются друзьями родителей или сотрудниками правоохранительных органов и просят выслать важную конфиденциальную информацию о себе, семье, доме.

«Чтобы уберечь ребенка от таких ситуаций, необходимо многократно проиграть и проговорить с ним подобные ситуации. Ребенок должен научиться автоматически отвечать или выполнять определенные действия. Например — выходить из чата, когда кто-то слишком навязчиво интересуется личной информацией и обязательно рассказывать родителям о таких попытках, а также сообщать в правоохранительные органы».

Перед тем, как пускать своих детей в самостоятельное путешествие в сети Интернет, стоит разработать свод правил, соблюдая которые, ваш ребенок будет огражден от опасностей. В каждой семье он может корректироваться, но давайте попробуем составить универсальный список.

Нельзя разглашать конфиденциальные данные о себе и своих родителях. Для общения в сети достаточно использовать имя или ник. Свою фамилию, адрес места жительства, номер телефона и школы никому сообщать нельзя. Также не стоит писать, где и кем работают родители, их паспортные данные и т.д. Не стоит также ставить отметки о геолокации в тех местах, где ребенок бывает постоянно – дом, школа, кружки и секции. Если для регистрации на каком-то сайте требуются личные данные, необходимо всегда обратиться за помощью к родителям.

Что однажды попало в интернет, останется там навсегда. Очень важно донести это до ребенка. Однажды отправив личные фотографии или конфиденциальную информацию злоумышленнику, он уже не сможет забрать их назад. Это же касается фотографий, отправленных друзьям, аккаунты которых могут быть взломаны.

Без контроля взрослых нельзя встречаться с людьми, с которыми познакомились через Интернет. Ведь в сети можно придумать себе любую историю и представиться не тем, кем являешься, используя чужую фотографию. Встреча с такими людьми может обернуться угрозой жизни и здоровья ребенка.

В сети действуют те же правила, что и в реальной жизни. Может показаться, что в Интернете можно безнаказанно оскорблять или обманывать кого-то. Дети могут начать устраивать невинные на их взгляд шалости – запугивать учителя, жестоко разыгрывать одноклассников и т.д. Но надо помнить, что всегда можно вычислить того, кто стоит за этими шалостями. Для этого есть специально обученные профессионалы. И когда злоумышленника вычислят, на него будет возложена такая же ответственность, как и в реальной жизни. Поэтому в сети нужно следовать тем же нормам морали, что и в реальной жизни, быть воспитанным человеком.

Если ребенок в чем-то сомневается, стоит сообщить об этом родителям. Чтобы выработать такое доверие, не стоит бездумно ругать ребенка по любому поводу. Тогда в потенциально опасной ситуации он не побоится прийти к вам и поделиться проблемой.

В сети также существуют авторские права. Поэтому нельзя бездумно копировать сочинения из интернета и выдавать их за свои. Тем более проверить их уникальность не составит труда любому учителю.

Нельзя скачивать программы, музыку, фильмы и прочее с непроверенных сайтов. После этого на компьютер может попасть вирус.

Не вся информация в Интернете является правдой. Фейковые новости, непроверенные источники, наводящие панику статьи. Если ребенок сомневается, лучше обратиться за помощью к родителям.

Рекомендации для родителей

- Самое главное – создать доверительные отношения со своим ребенком, чтобы в опасной ситуации он обратился к вам за помощью.

- Установите программы родительского контроля, блокирующие сайты с ненадлежащим контентом.

- Периодически читайте статьи с сайтов, интересных вашему ребенку, просматривайте историю браузера и список его друзей в социальных сетях. Но не превращайте это в манию преследования, чтобы не оттолкнуть ребенка.




19 августа 2019 в 15:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.