Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Наш лес- богатства родного края»

Информационная карта проекта

1.Полное название проекта: «Наш лес- богатства родного края»

2.Автор проекта: Нуриева Е.В.

3.Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно – исследовательский, экологический, ознакомительный.

4.Цель, направление, деятельность проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

5.Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию ,воображение;
• развивать интерес к  родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны ;
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

6.Место проведения: средняя группа «Колокольчик»

7.Сроки проведения:  ноябрь, декабрь 2021.

8.Количество участников проекта: 20 человек

19.Возраст детей 4 – 5 лет

10.Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД)

11.Ожидаемые результаты (продукт проекта):

• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Проблема: Недостаточное знания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста.

Актуальность проекта:
Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.

 

 

Тема проекта: «Наш лес - богатства родного края

Цель: Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать элементарные экологических знаний и представлений у детей. Воспитывать любовь к природе родного края, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы; вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности. Учить различать и называть деревья и плоды; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию , воображение;  развивать поисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к  родной природе , желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны ; воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный.

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной. (или этап реализации проекта):

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др).

3.Заключительный.

Проводятся итоги работы, итоговая беседа с детьми.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями.

2. Консультация для родителей.

3. Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.

 1 этап: «Выбор темы»

Артем Т. принес в группу энциклопедию « Лес  и человек », небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу.

-Что знают о природе нашего края ?

-Что хотят узнать?

Что знаем?

Что хотели узнать?

Название некоторых пород деревьев.

Название строительного материала, мебель.

Загадки и песни о деревьях и животных.

Что дает человеку лес.

Как называются эти деревья? Чем отличаются? Чем похожи?
 Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение.

Разновидность деревьев, виды леса.

Как, из чего, делает стулья и прочную мебель.

Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.

Техник у и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

Как надо охранять и беречь природу?

Как надо вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёмах живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы),

Нельзя портить растения, рубить деревья, собирать цветы, мусорить, шуметь.

Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Наш лес - богатства родного края!»

Определили тему: «Знакомства с деревьями и животными нашего леса».

Возможные проекты:

1. Книга «Природа родного края».

2. Дидактическая игра «Деревья нашего края».

3. Сюжетно – ролевая игра «Поход в лес».

 4. Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».

5.Совместно с родителями оформление коллажа «Осенние прогулки».

2 этап: «Сбор сведений».

Источники информации:

1.Литература: Русские народные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнут ремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е. Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья», «Звуки леса». С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе».
Загадывание загадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку»

2.Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесу шишки», «Дерево с золотыми  яблоками», «Жило – было дерево».

3. Экскурсии осенний парк.  «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают».
4.Наблюдения за деревьями, за сезонными изменениями в природе.

5.Рассматривание картин и иллюстраций «Наш лес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края», «Деревья», «Листья», «Лес», «Плоды деревьев». 

6.Беседы: «Благодарит и сердится природа». «Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме», «Деревья нашего края».

7.Работа со схемой «Строение дерева»,

8.Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба)  .

9. Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу».

10. Экологические игры: «Опиши, а мы отгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Угадай по описанию», «Помоги листику найти деревцо?», «С чьей ветки детки?». «Угадай дерево».
11. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди перелётных и зимующих птиц родного края». «Угадай дерево?».

12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц».

13. Экспериментально- исследовательская деятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент  с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева». «Кора разных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева). «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла).
 14.Пальчиковая гимнастика: «Наше дерево», «Есть в лесу три полочки», «Птицы», «Наши алые цветки».

15. Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу», рисования «Красавица –береза».  Рисование «Осенний пейзаж », коллективная аппликация с использованием природных материалов « Осенние деревья».

Результаты после реализации проекта:

Проект: Дидактическая игра  «Деревья»

Этапы

Конечный продукт

Действие внутри детского сада

Действие вне детского сада

Роли

Техника

Привлечение взрослых

1.Сбор информации о деревьях.

Картинки с изображением  деревьев

Подбор картинок

Помощь в подборе картинок с изображением деревьев

2.Оформление игры

Готовая д. игра «Деревья».

Вырезывание, наклеивание

Оформители

Аппликация

Помощь в подборе иллюстраций деревьев.

3.Обучение правилам игры

Дети  играют в игру.

Подбор правильной карточки

4.Презентация

Дети самостоятельно играют в игру.

Подбор правильной карточки

Игроки

Сюрприз для детей.

Проект: сюжетно-ролевая игра «Поход в лес».

Этапы

Конечный продукт

Действие внутри детского сада

Действие вне детского сада

Роли

Техника

Привлечение взрослых

1. Составление сценария

Сценарий

Обсуждение сценария с детьми.

Сценарист

2. Изготовление

необходимых

атрибутов

Создана благоприятная среда для с. / р. игры «Поход в лес»

 Изготовление с детьми атрибуты

Стаканчики из бумаги, салфетки,

бинокль, деньги.

 Подбор одежды для похода в лес, аптечки, деньги, продукты-заменители.

3. Организация с. / р. игры: «Поход в лес».

Дети свободно играют в игру «Поход в лес»»

 Отработка диалога:

-экскурсовод-туристы,

-директор-эскурсовод,

 -директор- врач.

-туристом и туристом.

 В соответствии со сценарием

Экологические игры

1. Отгадай, от какого дерева эти семена»

Цель:

1. Знакомить детей с семенами – крылатками.

2. Развивать умение соотносить лист дерева с его

семенем.

3. Закреплять знания о названиях деревьев.

4. Воспитывать любовь к природе.

5. Развивать мышление, память.

Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.

Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.

2.Кто где живёт » .

Ход игры. Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клен — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый из присутствующих на занятии детей.

Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.

Стихи о деревьях.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

 

А. С. Пушкин.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

 Подольше б золото не сбросили

 Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый - кленовый.

В. Авдиенко

БЕРЁЗКА
Снова осень золотая… 
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…

Листья падают  с берёзы - 
Скоро зимние  морозы,
Нужно ей  скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет  даже,
Но весну берёзка будет ждать…

Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки 
К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

 

( Ивенсен )

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые 
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!

И. Михайлова

 

 Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Художественное слово :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.

Беседа :

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

- Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

- чем они схожи, а в чем их отличия?

— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

П/И «Раз, два, три к дереву беги!»

 Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали?

Наблюдение № 2 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово :

БЕРЁЗКА
Снова осень золотая… 
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…

Листья падают  с берёзы - 
Скоро зимние  морозы,
Нужно ей  скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет  даже,
Но весну берёзка будет ждать…

Беседа :

- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?

- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).

Подвижная игра :«Изобрази берёзу».

- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок . Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

Рефлексия: Ребята вам понравилось?  Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы?

 

Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Задачи: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово.

Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки 
К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Беседа. Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев.

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек).

-сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречьзаботиться, любить)

Д/И«Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

7 ноября 2021 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.