Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов
Знакомство дошкольника с родословной«Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно; Не уважать оной есть постыдное малодушие» А. С. Пушкин Почему малышу так важно знать о своих предках, историю своей семьи и как правильно рассказать ему о том, что было до его рождения? Знакомство с историей семьи и родословной чаще всего не входит в круг воспитательных задач родителей. Они стремятся научить ребенка читать, писать, выучить иностранный язык, танцевать или играть на музыкальном инструменте. И с одной стороны их можно понять. Ребенок и так живет в семье, маму с папой знает, других родственников тоже. А для успешной реализации в жизни знание истории своей семьи необязательно. К сожалению, это так, и это грустно. В современном мире изучение своей истории, родословной является скорее чем-то необычным, милым хобби, нежели чем-то естественным и повседневным. А ведь забывая о своих предках, мы не только теряем часть своей истории, но и утрачиваем свою самобытность, причастность к роду, уважение к корням. Знакомство со своей родословной входит в программу нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Но, увы, работа не всегда ведется, потому что без подключения родителей к данной теме знакомить ребенка с историей его собственной семьи проблематично. А тема сложна и для самих взрослых тоже. Много ли ваших знакомых занимаются составлением своего генеалогического (язык сломаешь) древа? А что, кроме имени, фамилии и месте проживания вы знаете о своих бабушках и прабабушках? Знакомство дошкольника с родословной, создание генеалогического древа (кстати, в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов – дерево семьи), является интересным захватывающим делом, которое объединяет всю семью. А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Для малыша оно означает чувство сплочения, единства, в таких ситуациях он ощущает поддержку всей семьи и наполняется внутренней уверенностью и ресурсами, которые в дальнейшем будут помогать справляться с трудностями. Развитие компьютерных технологий в некоторой степени облегчает работу по составлению родословной. Существует большое количество программ, с помощью которых можно нарисовать схему родословной любой сложности, любого объема, оформить электронный вариант семейного альбома с фотографиями и поясняющими текстами к ним. Родителям можно посоветовать использовать компьютерные программы для составления родословной и семейного архива дома с детьми, например программу GenoPro. Пословицы: Семья сильна, когда над ней крыша одна; Не родословному с родословным не местничать; Добрая слава отца сорок лет служит сыну; Кума да кум наставят на ум. Кроме того, изучение истории семьи может стать вашей новой традицией, а традиции, как известно, помогают детям чувствовать постоянство и уверенность в меняющемся мире. Новые знания расширяют кругозор малыша, знакомят его с временными характеристиками, понятиями «тогда» и «сейчас», «было» и «стало». Истории о том, как жили его предки, не то, что без телефона, а даже без машин развивает мышление, интеллект и речь ребенка, обогащает его внутренний мир.
Как же лучше всего знакомить ребенка с родословной? 1. Как ни банально, но попробуйте составить дерево своей семьи. Для малыша вовсе необязательно, чтобы это были предки до 7-го колена. Достаточно будет вас, братьев и сестер, если они есть, бабушек, дедушек и тетей с дядями. Сам вид семьи в одном месте (на кроне дерева) действует на ребенка впечатляюще. Он осознает себя и других родственников одним целым, ощущает себя причастным к ним. Нарисуйте герб своей семьи и придумайте ее девиз. 2. Заведите семейную книгу или фотоальбом с реальными распечатанными фотографиями. Каждый год, просматривая такую книгу или альбом вы, во-первых, заново сможете пережить все события этого года, во-вторых у ребенка появится ощущение текучести времени, понимание того, что оно уходит. И в-третьих, он сможет на физическом уровне ощутить, пощупать часть свой семейной истории. 3. Обращайте внимание ребенка на те картины и иллюстрации, где изображена семья, например: Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV»; В. Баюскин «За обедом»; Ю. Кугач «В субботу», «У колыбели»; В. Перов «Рыбная ловля»; К. Маковский «Рассказы деда», «Семейный портрет»; И. Корзухин «Бабушка с внучкой». Читайте стихи и рассказы про семью: В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; В. Осеева «Сыновья»; Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»; Л.Воронковой «Бабушкины дела»; М. Дружинина «Открытка»; Т. Тахистова «Семья»; В. Берестов «Любили тебя без особых причин»; Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; Н. Магай «Моя мама и я»; 4. Периодически показывайте ребенку фотографии своих собственных родственников, родителей. Обращайте внимание малыша на условия, в которых жили ваши предки, рассказывайте про них интересные, забавные истории. Расширяйте знания ребенка о родственных отношения, объясняйте, кто такие золовка, деверь, сват и кума, чем тетя и дядя на улице отличаются от его родных тети и дяди. 5. Заведите только свои, семейные традиции и праздники. Кроме государственного дня семьи, отмечаемого 8 июля, заведите день своей семьи или день вашего домашнего питомца или любой другой день. Придумайте свой фирменный семейный рецепт торта или салат. Придерживайтесь своих старых традиций и создавайте новые. Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась. Начиная исследовать родословную, не следует считать, что заслуживают интереса только родословные каких – либо знатных лиц. Помните: история каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны! Таким образом, необходимо поддержать любые малейшие начинания в изучении рода, вне зависимости от того, до какого века есть возможность проследить корни, имеют ли предки принадлежность к высшим сословиям или являются мещанами или крестьянами, несут ли службу в высших офицерских званиях или являются рядовыми солдатами, - это должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека. Уважение предков – одна из важнейших составляющих в воспитании личности. . В старину было поверье – где сам не устоишь, род удержит. Если в семье были трудности: пьянство, семейные разводы, бедность, люди всегда верили в потомков. Для многих подростков ответственность за судьбу рода и за родных являлась наибольшей силой не дающей опуститься на дно и загубить весь род. Когда в роду сильна преемственность и в почете понятия достоинства и чести, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка и делает его наиболее целеустремленным и способствует большим достижениям в жизни. Даже сейчас очень важно начать создавать и собирать любую информацию о своих предках, чтобы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Порой становится весьма обидно, что родословную своих домашних животных мы изучили лучше, чем свою собственную.
считается, что ангелы-хранители – это предки, о которых мы знаем. Поэтому чем больше мы знаем своих прародителей, тем больше у нас ангелов-хранителей. У такого поверья есть вполне реальное обоснование: память о предках делает нас сильнее, спокойнее и мудрее. Знание о том, что ты появился на свет не из ниоткуда, а ведешь свой род от достойных людей, позволяет попрочнее укрепиться в этом меняющемся мире.
12 мая 2022 в 07:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.