Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов

Консультация для родителей «Развитие духовно – нравственного воспитания детей посредством художественной литературы»

 

 Термин«нравственность» берет свое начало от слова нрав. В переводе с латинского,нравы звучат как /moralis/ – мораль. По мнению Ю.К. Бабанского, нравыпредставляют собой эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своемповедении, в своих повседневных поступках. С годами понимание нравственностиизменилось. У Ожегова С.И. «Нравственность - это внутренние, духовные качества,которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,определяемые этими качествами».

Воспитание нравственного поведения - этоформирование нравственных поступков. Вооружать нравственными знанияминеобходимо с самого раннего детства, поскольку они не только информируютребенка о нормах поведения, принятых в обществе, но и дают представления опоследствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающихлюдей.

Нравственность, нравы поведения буквально с моментарождения становятся содержанием воспитания. Ребёнок застаёт в обществеопределенную систему моральных норм, а воспитание - приспосабливает его к ним.

В дошкольном возрасте у детей происходятзначительные изменения в отношениях с другими детьми: повышается количествоконтактов дошкольников, связанных с их желанием разделить с другими детьмипереживания. Дети активно обращаются друг к другу по самым разным причинам,поддерживают друг друга.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольноговозраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие.

Книга испокон века растит человека. Является главнымсредством воспитания нравственных качеств у детей. Содержание художественныхпроизведений раскрывают внутренний мир героев, заставляет детей сопереживать,оказывает влияние на поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки. Этооснова, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящаягражданственность.

 

Первое знакомство с книгой у малышей начинаем смалых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурныеи нравственные традиции, т. е. то, что ныне называют менталитетом. Песенки,потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Например: при чтениистихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине», у малышей воспитываем заботу,нежность, к матери.

Восприятие художественного произведения — этоглубокое осмысливание текста и воздействие его на ребенка. Поэтому для чтенияподбираем книги с учетом возраста дошкольников, в зависимости от конкретнойзадачи. Воспитанники лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрацию, когдаслово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребенка.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. Сее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир исамого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейшихсобытий того или иного произведения.

 Книга-этовоспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день егождет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множествооткрытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему длядальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новыезнания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, атакже из книг. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мирчеловеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей,поступков, характеров.

 Книга учит«вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга,прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку тонеобыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляетпогружение в чтение.

Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен самлюбить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметьпередавать свои чувства и переживания детям. Для того чтобы ребенок полюбилкнигу, родителям нужно сильно потрудиться.

 

Советыдля родителей.

• Чаще говорите о ценности книги

• Воспитывайте бережное отношение к книге,демонстрируя книжные реликвии своей семьи

 • Вы главныйпример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоженекоторое время проводить с книгой

 • Посещайтевместе библиотеку, книжные магазины

 • Покупайтекниги яркие по оформлению и интересные по содержанию

 • Радуйтесь успехамребенка, а на ошибки не заостряйте внимание

 • Обсуждайтепрочитанную книгу среди членов семьи

 •Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги

• Чаще устраивайте семейные чтения. Чтение для детейдолжно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Правила,которые сделают чтение вслух привлекательным

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляетвам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность.Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнокдолжен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и неповозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращатьсяс ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожноперевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт сребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть переддетьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражениемглаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливаютвпечатления от прочтения.

 4. Читайтедетям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмическойречи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русскогосказа, ритмом стиха.

5. В процессе чтения детям нужно периодически даватьвозможность говорить о своих ощущениях. 6. Играйте голосом: читайте то быстрее,то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читаядетям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а такжесмешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизациямешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

7. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. Втаком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаётвоспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

8. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет ихслушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

9. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте изэтого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение итогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многомот того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место всвоей семейной библиотеке.

10.Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его.Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

11.С самого раннего детства ребёнку необходимоподбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, вбиблиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересуетдетей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

12.Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги,которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомуювам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка внужное русло.

13.Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматриваниякнижки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержаниюкниги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

 

12 мая 2022 в 07:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.