Нуриева Елена, МДОУ «Детский сад №185» , г. Саратов

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП

Цель: формирование элементарных математических способностей дошкольников

Задачи:

• Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день ррррррр сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Литература: «ФЭМП в старшей группе детского сада», И.А. Помораева, В.А. Позина

Стр. 44-46

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Предшествующая работа по подготовке к занятию:

1. Чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение произведения.

2. Выучить отрывок из произведения с Настей Б.

3. Повторить дни недели.

4. Повторить геометрические фигуры.

Структура и методические приемы, используемые на занятии.

1 часть. Игровое упражнение «Составим число». Словесные методы и приемы обучения:  вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

- указание;

- пояснение;

- объяснение;

- педагогическая оценка.

2 часть. Работа с раздаточным материалом. Материальные средства обучения (наборы карандашей).

3 часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду»

Игровые методы и приемы обучения: дидактическая игра.

Словесные методы обучения: чтение отрывка из произведения «Федорино горе», беседа.

Материальные средства обучения – дидактический материал (набор картинок с посудой, набор цифр – цифровой ряд от 1-до 9, математические наборы).

4 часть. Д.и. «Запомни и повтори», материальные средства обучения – дидактический материал (карточка с изображением геометрических фигур, листы бумаги на каждого ребенка, математические наборы).

5 часть. Игровое упражнение «Назови день недели». Словесные методы обучения – беседа, пояснение, объяснение.

6 часть. Игра «Живая неделя». Словесные средства обучения. Материальные средства обучения – карточки с кругами от 1 до 7. Технические средства обучения – звуковая аппаратура.

Организация детей на непосредственно образовательной деятельности.

Столы направлены в правую сторону, чтобы детям свет падал с левой стороны. Магнитная доска расположена перед столами. На столах раздаточный материал. Дети рассаживаются по двое за 1 стол.

Перемещение детей: в 1 части дети находятся в игровой зоне, выполняют задание и садятся за столы (2 часть). В 3 части занятия Настя Б. переодевается в Федору и дети перемещаются из-за столов в игровую зону искать посуду Федоры. Затем дети садятся за столы.

4 часть проходит за столами.

За тем физминутка – дети перемещаются в игровую зону на коврик.

5 часть проходит сидя на коврике.

6 часть проходит в игровой зоне на коврике.

Ход НОД:

I часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель:  Ребята, нам нужно составить число 3 с помощью разных предметов посуды.

- Сколько всего предметов посуды?

- Сколько  каких предметов посуды вы взяли?

- Как вы составили число три?

- Сколько предметов посуды каждого вида?

 Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает:

- Сколько теперь стало предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды?

- Какое теперь число мы составили?

- Как мы составили число четыре?»

Пальчиковая гимнастика «Я веселый человечек»

2 часть. Работа с раздаточным материалом.

Теперь давайте составим число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

3 часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду» . Выходит Настя Б. в костюме Федоры (сюрпризный момент). Читает четверостишье из произведения.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!"...

Воспитатель: дети, почему посуда убежала от федоры? Ответы детей.

- Давайте поможем Федоре собрать посуду. (показать цифру 8).

Дети ищут картинки с посудой в группе и закрепляют их на магнитной доске.

Воспитатель: если добавить еще одну картинку, сколько предметов посуды получится?

Дети считают и составляют числовой ряд от 1 до 9.

- Найдите цифру 9 и цифру, похожую на нее. (дети находят цифру 6 и говорят, чем они похожи). Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре? Настя Б. читает отрывок из произведения

Уж не будууж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!"... В конце Настя раздает детям угощение.

Воспитатель: ребята, вы,  наверное,  устали. Давайте немного подвигаемся (Физминутка «Капитан краб») 

4 часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.

5 часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

- Ребята, давайте вспомним, какие дни недели вы знаете?

- А какой сегодня день недели?

- А вчера, какой день недели был?

- А завтра, какой день недели будет?

Молодцы, ребята вы хорошо запомнили дни недели.

6 часть. Игра «Живая неделя».

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «живая неделя». Я вам раздам карточки, на них изображены круги если один круг то понедельник, если семь то воскресенье и т. д.. Но при этом вы должны танцевать под музыку. По ее окончании выстроиться в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. А проверять будем перекличкой. Итак, начинаем.

Заключительный этап:

- Ребята, наша игра подошла к концу..

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что нам нужно было сделать?

- У всех получилось?

- Что вам понравилось больше всего?

- Артем, какой день недели выбрал ты?

- А ты, Вика?

2 марта 2023 в 09:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.